Приветствую Вас Гость | RSS Главная Театр о Великой Отечественной войне Регистрация Вход
Меню сайта

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Музы не молчали...

Искусство театра обладает особым мобилизующим воздействием. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления хозяйства актёры были призваны вдохновлять тружеников тыла совершать патриотические поступки, отдавать все свои силы Победе над врагом. Театральное творчество переживало в годы войны небывалый подъём, опровергая известную фразу: «Когда грохочут пушки-музы молчат». Театр и город жили общими интересами. За существование театра боролись, за него переживали. Уже 10 июля 1941 года исполкомом Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о перестройке работы театров в условиях военного времени. В нём говорилось о ликвидации Бугурусланского колхозно-совхозного театра в связи с малочисленным составом «художественных кадров», что значительно отражалось на полноценной деятельности и качестве спектаклей. Исполнительный комитет Бугурусланского городского Совета депутатов принял решение о закрытии Бугурусланского колхозно-совхозного театра с 1 августа 1941 года. Но культурная жизнь в городе не замерла. Несмотря на серьёзные трудности, был сформирован хозрасчётный музыкально-драматический коллектив, действующий в здании театра. В составе труппы работали: Жуковская, Путилов, Яблочкин, Гагарская, Ангаров, Попова, Авченко, Кремлёва, Баксанова, Данилевская, Тихомиров, Сибирская, Любимов...

 С 1940 года до ухода на заслуженный отдых в Бугурусланском драматическом театре работал артист и режиссёр Вадим Васильевич Яблочкин. Творческий путь его огромен, им сыграно более 700 ролей. В июле 1944 года Яблочкин получил сильный ожёг лица, но несмотря на высокую температуру и боль, продолжал трудиться на сцене. В 1954 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён государственной наградой.

 

 

Родными стали стены нашего театра и для Константина Ивановича Путилова, который начал работать в нём ещё до войны. Отсюда ушёл добровольцем на фронт. Получил тяжёлое ранение в руку. Выписавшись из госпиталя, он вернулся в Бугуруслан, в свой родной театр. Зрители Оренбуржья с благодарностью вспоминают яркие сценические образы, созданные артистом-баянистом. За долгую творческую жизнь им было сыграно множество ролей. Роль Царя в спектакле «Перекрёсток судьбы» была сделана мастерски и особо отмечена московской комиссией. Ему приходилось работать с такими режиссёрами, как Г. Гальчук, И.М. Пинаев, А.Г. Коссов, Л.М. Житницкий, а также с Заслуженным артистом РСФСР Яблочкиным В.В.

   Война застала коллектив Сумского областного драматического театра им. Щепкина в гастрольной поездке в Бугуруруслане. Город нефтяников тепло принял украинских актёров. Им было выделено помещение городского театра. В здании театра размещались и работали до самой Победы два театральных коллектива: русский музыкально-драматический и украинский имени Щепкина, утверждённые Чкаловским областным отделом по делам искусств. Языкового барьера не существовало, зал был всегда переполнен. В репертуар были включены спектакли на военную тематику: «Шёл солдат с фронта» Катаева, «»Партизаны в степях украины» Корнейчука, «Кочубей» Первенцева, «Маруся Богуславка» Старицкого и многие другие. В апреле 1942 года украинцы и бугурусланцы создали бригаду артистов для обслуживания колхозников во время посевных работ. В неё вошли 9 певцов, чтецы и баянисты. Был подготовлен концертный репертуар: шутки «Вечер в Петушках», «В родильном доме», джаз-песни: «Сердце любимой», «Паренёк-паренёк», «Огонёк», танцевальные номера и художественные чтения. Слаженная работа двух театров, включающая в себя: постановку спектаклей и концертов, общественную работу в госпиталях (на то время в Бугуруслане действовало 3 военных эвакогоспиталя), обслуживание проводимых политико-массовых мероприятий - завоевала авторитет среди общественности города. Посещение спектаклей резко увеличилось. Исполнительным комитетом горсовета был утверждён порядок работы театров: украинскому театру для постановок предоставлялось 18 дней, а музыкально-драматическому -12 дней.

    18 июня 1942 года на базе русского музыкально-драматического коллектива был воссоздан Бугурусланский городской драматический театр, утверждённый Чкаловским областным отделом по делам искусств и оформленный уставом, как драматический театр III тарифной группы. Театру предстояло организовать в труднейших условиях военного времени свою деятельность так, чтобы выполнять с прибылью государственный финансовый план, выпускать полноценные спектакли в резко изменившихся производственных условиях и оборудовать запущенное театральное помещение. Атмосфера вдохновенного напряжённого труда передавалась зрителям через спектакли: «Русские люди», «Так и будет», «Холопка», «Поединок», «Фронт», «Разлом», «Непокорённые», «Где-то в Москве». Эти постановки пользовались у зрителей огромным успехом. Интересно, что многие мужские роли приходилось исполнять женщинам и весьма удачно.

    В докладной записке начальника областного отдела искусства Незнамова обкому ВКП(б) о работе театральных коллективов в 1943 году отмечалось: «...возросла идейная весомость и культура исполнения в Бугурусланском театре, где заслуженным успехом пользуется спектакль «Секретарь райкома...» и пьеса «Нашествие»...»

    Государственный театр им. М.С. Щепкина в ноябре 1942 года посвятил 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции пьесу «Русские люди» К.Симонова в постановке Заслуженного артиста УССР Казачковского Д.И.

    Ещё одни из важнейших участков деятельности театра была военно-шефская работа. Ставились и бесплатно показывались в госпиталях и воинских частях множество спектаклей и концертов, весь сбор от которых передавался в фонд строительства танковой колонны «Украинское искусство» и на финансирование других военных мероприятий.

В 1943 году по приглашению дирекции театра приехала работать в Бугуруслан артистка Зинаида Васильевна Казанли. О жизни театра во время войны она писала:

«…В те суровые годы в театре работал двойной состав: музкомедия и драма. И так получалось, что мы, актёры драмы, играли в оперетте, а артисты оперетты - в драме. Помимо работы в театре, очень часто выезжали в колхозы. Добирались на старенькой ''полуторке'', а когда она ломалась, то приходилось ходить пешком. Мы знали, что нас ждут, нам будут рады, и шли, несмотря ни на какие трудности.

Два раза в неделю давали концерты в госпиталях. Была создана группа молодых актёров, которые каждую пятницу ходили гладить и сворачивать бинты для операций.

День Победы встречали с радостью. На площади прошёл митинг, а потом театр и участники художественной самодеятельности дали большой концерт».

...Таким образом, в годы Великой Отечественной войны музы в нашем городе не молчали. Культурная жизнь Бугуруслана была насыщенной и интересной, деятели искусства вносили свой достойный вклад в Великую Победу.

 

 


Спектакли о войне:

http://bug-teatr.ucoz.ru/voina/a_zori_zdes_tikhie-2002_god.df.jpg

2002 год.

«А зори здесь тихие»

Б. Васильев, дипломная работа Ольги Старостиной.

  2005 год.

60-летию Победы посвящается «Ленинградская история»,

режиссёр Анатолий Болтов.


2007 год.

Солдатам войны посвящается «Вера! Надежда! Любовь!»,

режиссёр Валерий Бурматов.


http://bug-teatr.ucoz.ru/voina/zavtra_byla_vojna_2010_god.df.jpg



2010 год.

65-летию Победы посвящается повесть о юности «Завтра была война»

Б.Васильев, режиссёр Анатолий Болотов.




2011 год.

мелодрама «Вдовий пароход»

И.Грекова, П. Лунгин, режиссёр Валерий Бурматов.


2012 год.

военная драма «Потомок»

В. Жеребцов, режиссёр Евгений Крилевец.


2013 год.

исповедь в 1-ом действии «Одна война»

режиссёр Валерий Бурматов.


http://bug-teatr.ucoz.ru/voina/skan_cvet_nadezhdy.jpg
http://bug-teatr.ucoz.ru/voina/skan_cvet.jpg

2015 год.

70-летию Великой Победы посвящается «Цвет надежды»

Р. Мусаев, режиссёр Евгений Крилевец

Форма входа

Copyright MyCorp © 2017